На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 874 подписчика

Свежие комментарии

  • Vladimir Bogdanov
    Ищите Израильтена.Кто стоит за бесш...
  • tsan tsan
    Хохловояки, если у вас дефицит боеприпасов, то не надо палить по мирным.Зеленский считает...
  • Наталья Персидская
    Чтобы с зелей сфоткаться... на всякий случайМедведев: конфере...

Как гимназисты воевали за Отечество

«Киев. Родители Шуры, 12 лет, бежавшего на войну, умоляют вернуться…». «Вильно. Скрылся из дому с целью попасть в действующую армию гимназист 3-го класса Всеволод Чудинович…». «Тула. Пропал мальчик, Федот Макеев, 10 лет. Рост средний, полный, волосы светлые, глаза синие. Нет верхнего зуба. Хочет стать героем»…

Бежавшие на грозу

Сто лет назад, в годы Первой мировой, подобные объявления появлялись в газетах постоянно. Дети бежали на войну – это было явление повседневное. Прятались в идущих на фронт эшелонах, упрашивали солдат из отправляемых частей взять с собой. Сколько таких маленьких беглецов было – точную цифру никто не назовёт, но ясно, что счёт на многие тысячи.

Большинство ловили по дороге, однако многие добирались – и дальше зачислялись в действующую армию.

Сегодня дети – солдаты Первой мировой – забыты. Но в рамках IV Международной научно-практической конференции «1914 год: от мира к войне. Взгляд спустя столетие» (главный организатор – Академия МНЭПУ, «АН» №46-2014) был показан документальный фильм «До войны я был маленьким», им посвящённый.

А дальше автор в замешательстве. Я-то фильм видел – а вы? Спросил режиссёра картины Дениса Федорина, где картина показывалась, – он развёл руками: понятия не имею. Вроде, говорит, шла на «Культуре», ещё где-то. Сегодня студии готовят продукт и предлагают его телеканалам, а кто купил и показал – этого режиссёр может не знать.

Но, во-первых, возможно, ещё где и покажут – так что следите за телепрограммой. Во-вторых, фильм выложен в Интернете. Потому мы просто упомянем, что режиссёры картины – Д. Федорин и А. Булгакова, автор дикторского текста – О. Агишев, продюсер – Н. Желтухина, снята лента в 2006-м на студии «РИСК-ФИЛЬМ», – и поговорим про другое. Темой детей – солдат Первой мировой – даже профессиональные историки занимались мало. Денису же в неё пришлось погрузиться: лезть в архивы, поднимать литературу. Волей-неволей стал знатоком темы. Как к знатоку «АН» к нему и обратились – поскольку что-то в фильм вошло, а что-то не вошло.

Вторая Отечественная

Здесь тот случай, когда у явления две стороны – парадная и непарадная. Сначала – о парадной. Давайте вспомним, что разочарование в войне наступило потом. А на первых порах она вызвала в России невиданный (и искренний!) всплеск энтузиазма. Её называли «Второй Отечественной» (по аналогии с 1812 годом), было единение народа, поток добровольцев на призывные пункты, совместные молебны о даровании победы представителей разных религий… Это настроения взрослых – что уж говорить про детей! Да, у мальчишек всё накладывалось на извечную пацанскую тягу к приключениям, восприятие войны как игры в «войнушку». Но не в меньшей степени двигал ими благородный и прекрасный порыв.

Добавим: свои такие же «маленькие солдаты» были и в германской армии, и в австрийской, и во французской… Просто в русской их оказалось больше всего.

Само присутствие детей на передовой, разумеется, не приветствовалось. Но, судя по тому, сколько их было, смотрели на это дело часто сквозь пальцы. Ладно уж, раз добрался – дадим тебе форму, зачислим на довольствие, возьмём каким-нибудь ординарцем, посыльным, подносчиком патронов… а то и в разведке сгодишься... Правда, со временем маленьких солдат всё-таки начали мало-помалу по возможности отправлять в тыл. Специальные общежития для них под патронажем великой княгини Елизаветы Фёдоровны были развёрнуты в Петрограде, Москве, Киеве, Минске… Каждый новоприбывший писал, так сказать, развёрнутый отчёт – кто он, откуда, где воевал, как думает жить дальше (а неграмотные просто рассказывали и записывали за ними). Эти записи и легли в основу текста фильма.

«…И я – без ног»

Но заметим и другое.

Вообще-то это взрослым положено защищать детей – а не наоборот. То есть ребёнок на фронте – само по себе явление ненормальное.

Разница между «войнушкой» и подлинной войной познавалась быстро и страшно. И когда с экрана звучит детским голосом признание вроде «Из роты нас осталось девять и я – без ног» – становится не по себе...

Но даже если говорить о тех, кто до фронта не добежал. Сколько было из-за ребячьих побегов домашних трагедий! («Феденька, вернись, бабушка плачет»… «Мама заболела» – это из газетных объявлений.) А проблемы у полиции, жандармов, железнодорожников? Беглецов ведь – строжайший приказ! – надо было ловить, отправлять домой, до отправки где-то содержать, кормить, доставлять родным. Отвлекались силы, время. В Государственной думе, например, обсуждался, казалось бы, частный вопрос: как пойманных детей везти обратно? Характерно, замечает Денис, что его поднял известный тогда общественный деятель, писатель, военный юрист, генерал А. Жиркевич – когда выяснилось, что юных романтиков нередко просто подсаживают в транспорты, перевозящие уголовников.

При этом давайте какие-то вещи договаривать до конца. Дети бывают разные. Иногда – замечательные, а иногда… Денис привёл мемуарный отзыв тогдашнего фронтовика о встреченном на передовой мальчишке: «На войне он стал героем, а без неё вырос бы бандитом». В общежитиях для беглецов такие пацаны устанавливали порядки сродни дедовщине (тем более кормили несытно, что тоже озлобляло). Правда, отметим, к юным георгиевским кавалерам там подчёркнуто уважительно относилась любая шпана.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх