На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

99 078 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Ковалев
    активы РФ для Брюсселя - наживка на крючке. слопают и тут же будет "подсечка". все всё понимают правильно, но есть ин...Глава Euroclear У...
  • Александр Маркитанов
    Машинист паровоза не смог объехать мигранта...бываетЭлектропоезд насм...
  • Александр Данилов
    Очередная болтовня. Ни кто, никому ничего не повысит. Банальный популизмГруппа депутатов ...

Авиаконструктор Генрих Новожилов мог бы отметить столетний юбилей

27 октября исполняется ровно 100 лет со дня рождения Генриха Васильевича Новожилова – дважды Героя Социалистического Труда, академика АН СССР и РАН, Заслуженного конструктора России, Генерального конструктора Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина. «Аргументам недели» крупно повезло – Генрих Васильевич был большим другом нашей редакции, участвовал во многих «инициативных» проектах газеты.

Его экспертное мнение было всегда обоснованным и взвешенным, а участие в проектах – бесценно. Есть те, что продолжаются по сей день, например, восстановление в Самаре до лётной годности самолёта‑легенды, штурмовика Великой Отечественной Ил‑2. Не новодела с американским мотором (есть такие), а настоящего воина с двигателем Александра Микулина АМ‑38. А самолёты, созданные под его руководством, и сегодня некоторые восторженные журналисты в репортажах называют «новейшими».


В мечтах – лётчик, в жизни – авиаконструктор

Генрих Васильевич Новожилов – человек уникальной судьбы, с одним-единственным местом работы. Он мечтал о небе, но трагическая случайность изменила приоритеты. Как он сам писал: «Бывают ошибки, которые делает человек, влияющие на всю его дальнейшую судьбу». В августе 1939 года, возвращаясь поездом в Москву из пионерского лагеря в Бердянске, его «чёрт понёс» бегом по проходу. Столкнулся с девочкой, она несла на подносе стаканы с горячим чаем. Результат – ожог ноги. Потом самолечение, сепсис, Боткинская больница, операции, долбёжка кости. После двух таких операций встал вопрос об ампутации ноги от колена. Мать не позволила и забрала лежачего больного домой. Череда врачей, и в результате мальчик попадает в руки Александра Васильевича Вишневского, во Всесоюзный институт экспериментальной медицины.

Это сейчас Вишневский легенда медицины, а тогда многие коллеги считали его чуть ли не шарлатаном. Новокаиновые блокады и мазь Вишневского сделали своё дело – через семь месяцев Генрих встал с кровати на костыли. В мае – выписка. За лето прошёл школьную программу за 7‑й класс, к осени сдал все испытания (экзамены). Понятно, что с изувеченной ногой о лётной карьере можно было забыть. Впрочем, упорство юноши позволило восстановить функции правой ноги и получить первый спортивный разряд по теннису и лыжам. Тогда же появилась цель – поступить в Московский авиационный институт. Генрих Новожилов хорошо фотографировал, его работы выставлялись на Всесоюзных конкурсах. Была даже мысль «не пойти ли учиться во ВГИК на кинооператора», но авиация победила!

К студентам выпускных курсов МАИ приходили «покупатели», уже маститые авиаконструкторы. Так Новожилов в один день увидел Александра Сергеевича Яковлева и Сергея Владимировича Ильюшина. И в 1948 году он оформился на преддипломную практику в ОКБ‑240 С.В. Ильюшина. Сергей Владимирович сразу зачислил студента в штат на должность инженера‑конструктора. Где «студент» и проработал до конца жизни, до 2019 года! ОКБ‑240 неоднократно меняло название, но суть оставалась одна – это была и есть «ильюшинская» фирма. В июле 1970 года по рекомендации С.В. Ильюшина (в связи с ухудше­нием его здоровья) Совет Мини­стров СССР назначил Г.В. Новожи­лова Генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия. В этот период активно велись работы по проекту турбореактивного военно‑транспортного самолёта Ил‑76. Вот как Сергей Владимирович Ильюшин объяснил своё решение: «Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обла­дающему хорошими человеческими и деловыми качествами...»

Человек-эпоха

Вчерашний студент Генрих Новожилов принимает актив­ное участие в работах и по граждан­ской и по военной тематике, в том числе по пассажирскому самолёту Ил‑14, катапультируемым креслам для реактивного бронированного двухместного штурмовика Ил‑40 и реактивных бомбардировщиков Ил‑46 и Ил‑54. Работая над этими проектами, молодой специалист вырос до инженера‑конструктора первой категории. Научился рассчитывать конструкции. В 1956‑м его избирают секретарём парткома – а это новый опыт, уже работа с людьми. В 1958 году С.В. Ильюшин назначает Новожилова заместителем главного конструктора и поручает ему сопровождать внедрение в эксплуатацию новейшего авиалайнера Ил‑18. В 1964‑м он в ранге заместителя Генерального конструктора занимается созданием и лётными испытаниями дальнемагистрального Ил‑62. Самолёт до сих пор летает! А до начала 1990‑х выполнял функции борта №1.

Следующий этап – первый самолёт, построенный под непосредственным руководством Новожилова. И какой! Тяжёлый транспортный Ил‑76, самолёт, без которого трудно себе представить военно‑транспортную авиацию. Начинал он работать над проектом первым заместителем Генерального конструк­тора, но фактически возглавил работу. Поднимали опытный Ил‑76 в первый полёт 25 марта 1971 года, с Центрального аэродрома Москвы, с Ходынки. Полётное задание подписывал Генрих Новожилов, уже в ранге Генерального конструктора. Но учитель – Сергей Владимирович Ильюшин был приглашён и присутствовал при этом волнительном мероприятии. Как‑никак первый полёт, взлёт огромной опытной машины почти в центре Москвы.

Я насчитал 38 модификаций этого самолёта! На нём вытащили снабжение нашего ограниченного контингента в Афганистане. Гражданская и военная модификация, пожарный вариант, летающий госпиталь «Скальпель». В новые времена, правда, создателя самолёта умудрились обидеть. Когда на авиасалоне МАКС презентовали новейшую версию Ил‑76МД‑90А руководству страны и Министерства обороны, мне удалось «на ногах» поговорить с Генрихом Васильевичем. Он печально заметил, что его на мероприятие не пригласили – после кончины его преемника Виктора Ливанова фирмой рулили и рулят «варяги»: «А самолёт‑то тот же, все размеры совпадают до миллиметра…»

В авиастроении Генрих Новожилов может быть сравним с великими Туполевым, Микояном, Сухим, Яковлевым. Но самолёты марки «Ил» не несут его имени, он принципиально отказался менять название: «У наших учителей было мировое имя. Они создали прекрас­ные работоспособные коллективы. Зачем же менять марку? Напротив, мы считаем, что нужно всемерно развивать традиции, заложенные нашими учителями, бороться за честь марки. «Ил» – обязывает. Неслучайно наши сотрудники гово­рят: «Мы – Ильюшинцы!»

Но в день его 90‑летия президентский борт №1 Ил‑96‑300 (RA‑96019) стал именным – «Генрих Новожилов».

Надо отметить главное достижение Г. Новожилова – его «аэробусы» не унесли жизни ни одного пассажира. Из 106 построенных Ил‑86 в катастрофах и авариях потеряны 4 самолёта. Какие это аварии? Были и достаточно «курьёзные» – в марте 1994 года на стоящий Ил‑86 упал Boeing 737. Погибли обслуживавшие лайнер сотрудники аэропорта Дели. В 2001‑м в аэропорту Дубая Ил‑86 с 322 пассажирами и членами экипажа на борту совершил посадку на брюхо. Экипаж забыл выпустить шасси! Никто не пострадал. А дальнемагистральный лайнер Ил‑96 вообще рекордсмен – за всю историю эксплуатации с самолётом Ил‑96 не случалось аварий, повлёкших гибель людей.

Генрих Васильевич встречался и работал со всеми руководителями СССР и России – от И. Сталина до В. Путина. А они, начиная с Л. Брежнева, летали и летают по всему миру на его самолётах. В прежние времена вопросы авиастроения решались первыми лицами государства с генеральными конструкторами, а не с безликими чиновниками без профильного образования.

Факт биографии

Генрих Новожилов был депутатом Верховного Совета СССР от Армении и дважды от Казани. Интересно, сегодняшняя Армения вписала его имя в свою историю?

В книге «О себе и самолётах» Г. Новожилов много внимания уделил истории создания в 1990‑е годы Ил‑96М. Это удлинённая версия Ил‑96‑300 (почти на 10 метров) с двигателями «Пратт энд Уитни Канада». В интервью и просто разговорах также часто возвращался к этому лайнеру. С американскими двигателями самолёт стал одним из лучших (если не лучшим) широкофюзеляжным авиалайнером в мире. Новожилов был из тех профессионалов, которые верили в международную кооперацию при создании высокотехнологичных продуктов. И что интересно, нашёл понимание у американских коллег. Самолёт не пошёл в серию исключительно по политическим мотивам. Тема и сегодня особо болезненная – гадит нам Госдеп США по всем фронтам.

В 1990‑м полетел Ил‑114. Его строили в Ташкенте. Модификация Ил‑114‑100, с импортными двигателями, успешно эксплуатировали в нацио­нальной авиакомпании Республики Узбекистан, показывая результаты эксплуатации на уровне лучших мировых образцов. Годовой налёт в 1800–2000 часов для турбовинтового регионального лайнера – великолепный показатель. Сегодня модифи­цированный пассажирский само­лёт Ил‑114‑300 запущен в серийное производство на российском авиа­ционном заводе имени П. Воронина в Луховицах.

Как однажды о Новожилове сказал главный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов – он был самый дисциплинированный и пунктуальный сотрудник. Это чистейшая правда – Генрих Васильевич бывал в редакции «АН», и ни разу его не приходилось ждать. Если договорились о встрече или интервью, то он был именно в назначенное время в назначенном месте. Вся «ильюшинская» фирма знала, что Новожилов в 9:00 у себя в кабинете. Работа его увлекала до последних дней жизни. И очень часто руководство «Ильюшина» после 2006 года, когда он уже сложил с себя полномочия Генерального, выставляло именно Новожилова фронтменом, основным докладчиком на критически важных для компании совещаниях. А для журналистов он был кладезем информации, память его никогда не подводила. Как сейчас помню его слова – дали бы нам довести до ума чудо‑двигатель НК‑93, поставить его на Ил‑96, конкурентов на тот момент по дальности и экономичности в мире не было бы.

В январе 2006 года он сдал пост Генерального и стал главным советником Генерального директора по науке. А с 27 декабря 2015 года – Почётным Генеральным конструктором ОАО «Ил». Семь десятилетий на одной фирме!

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх