На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 996 подписчиков

Свежие комментарии

  • Elena
    Не знаю, кто такой Фицпатрик, но он - ублюдок.Конгрессмен-респу...
  • Михаил Новиков
    Фашисты обстреляли территорию РФ сотни раз за время этого перемирия. Президент в очередной раз дал проявиться сущност...Песков заявил, чт...
  • tsan tsan
    Когда этого говнюка уберут с глаз народа долой ?Губерниев пожелал...

Отечеству — богатство, себе — имя

Чтобы стать успешным ученым, нужно много работать, зачастую жертвовать личным временем и уметь расставлять приоритеты. Кандидат культурологии Семен Ворошин выбрал историческую тему для своих научных исследований. Изучая феномен рода Строгановых, пришел к интересным выводам, касающимся меценатской деятельности.

А еще, будучи в прошлом кавээнщиком, он не оставил привычку шутить. Причем делает это порой даже в совсем не шуточной обстановке.

Между тем мы обсудили серьезные вопросы. Зачем тратить деньги на развитие культуры и искусства? Как отличить шедевры от «мазни»? Почему черный квадрат Малевича неровный? Как правильно реагировать на бескультурье и что происходит с духовно-нравственными ценностями в эпоху цифровых трансформаций?

Справка «АН»

Семен Дмитриевич Ворошин, кандидат культурологии, научный сотрудник научно-образовательного центра «Актуальные проблемы истории и теории культуры», преподаватель кафедры теологии, культуры и искусства Южно-Уральского государственного университета. В 2014 году окончил специалитет ЮУрГУ, в 2018-м защитил кандидатскую диссертацию. В качестве руководителя реализует грант Российского научного фонда для проведения инициативных исследований молодыми учеными в рамках Президентской программы исследовательских проектов на тему «Отражение стержневых концептов позднего Средневековья в культуре и искусстве XVIXVII вв. (на примере меценатской деятельности рода Строгановых)». Работает над докторской диссертацией, посвященной богатой высокодуховной культуре средневековой России. Регулярно публикует научные статьи, в числе изданий высокорейтинговые журналы.

 

Духовное содержание

— По окончании специалитета я решил заниматься наукой. Узнал о возможности поступить в аспирантуру на кафедре искусствоведения и культурологии и, начав обучение, понял, что это мое, — вспоминает Семен Дмитриевич. — Кандидатскую диссертацию на тему «Формирование культурной идентичности студенчества в актуальных социокультурных практиках университетов Южного Урала» писал под руководством замечательного человека, профессора Натальи Владимировны Парфентьевой. Она дала старт и, по сути, сформировала меня как ученого.

В основе научной темы был вопрос о том, как социокультурные практики реализуются в музеях нашего региона. Вел исследования на стыке искусствоведения и культурологии. Понятно, что речь идет об искусстве, но еще и о смыслах творческой деятельности. Часто для художественных выставок используется коридорное пространство. А в ЮУрГУ есть специальное помещение — художественный музей.

Наше исследование о том, как влияют выставки на культурное развитие студентов, как формируются национальная, региональная, профессиональная идентичности. Мне повезло — преподавал у дизайнеров и архитекторов. Студенты этих направлений не просто знакомились с экспозициями, но и параллельно обучались творческим профессиям.

После защиты диссертации в Сибирском федеральном университете я понял, что хочу идти дальше. Для докторской нужна была хорошая, мощная тема. И мы с научным руководителем остановились на «Культурной идентичности промышленного рода Строгановых». Истории рода более 500 лет, времена Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II… Фактически на всех значимых исторических этапах развития России Строгановы вели активную деятельность. В период Средневековья культура была в основном церковная. Всё, что создавалось творческими людьми, имело отношение к православию.

Живопись, иконы, фрески, книги, хоровое пение… Храмы были культурными центрами. Строгановы, которые владели землями, не только создавали промышленность, но и заботились о духовном развитии местного населения. Привлекали талантливых мастеров для иконописи, открывали мастерские, собирали книги. Представителям этого древнего рода удавалось влиять на православную и культурную жизнь северных территорий. Мы считаем, что Строгановы привносили искусство, не уступающее по уровню московскому как по духовному содержанию, так и по профессиональному исполнению. 

Благовещенский собор в Сольвычегодске по архетипу и стилистике росписи похож на кремлевский Благовещенский собор. Для создания икон Строгановы приглашали мастеров Оружейной палаты, то есть тех, кто писал шедевры для Ивана Грозного. Часть икон, написанных по заказу Строгановых, хранится в Третьяковской галерее. Образ Никиты Воина, к примеру, заказал Никита Строганов. Мы не знаем, как он выглядел, но не исключено, что святой наделен чертами заказчика. Тогда нельзя было изображать себя на картине, не было в принципе портретов, но можно было выбрать соименного святого и заказать иконописцам его образ. Святые были тогда культурными героями.

Герб рода Строгановых

 

Деньги в подарок

Строго народ к искусству приобщали промышленники? Сопротивлялись, наверное, крепостные?

— Ну начнем с того, что Строгановы не только «несли» искусство в народ, но и создавали семейное наследие. Книги, иконы принадлежали семье. Тот же самый Благовещенский собор был домовым, родовым. Они в нем крестились, молились, венчались... Искусство хоть и транслировало общерусские идеи того времени и отражало столичные тенденции, было ориентировано прежде всего на вкусы элиты. На вышеупомянутой иконе Никиты Воина изображен не столько воин, сколько утонченный, немножечко манерный в хорошем смысле этого слова человек. По сути — отражение психологического портрета самого Никиты Григорьевича Строганова. Для себя он икону заказывал.

Что же касается крепостных, то они не столько к искусству приобщались, сколько к религии. Каждый по традиции ходил в храм, участвовал в службах, попутно лицезрел всю эту красоту. Византийская концепция наряду с религиозностью подразумевала торжественность, эстетику. Мастера создавали произведения подлинного, высокого искусства. Причем не только в российской стилистике, но и в европейской. Случалась даже отсылка к поздневизантийским образцам.

Вот скажите, раз уж мы о том периоде говорим, Иван IV был сильно грозный или все-таки не очень?

— Я считаю, он был таким, каким надо было быть в то время царю. Время достаточно тяжелое, период централизации государства, то есть формирования общей культуры. До этого же была феодальная раздробленность, татаро-монгольское нашествие сильно подкосило страну, и царю пришлось все заново «собирать». Я бы говорил не про грозность, а про человека высокой культуры и больших знаний. У него была огромная библиотека…

Музыку писал…

— Да-да, церковную музыку и стихи. Строгановы, по сути, были его агентами. Он же не мог во все земли, во все уголки заглянуть. Вот и давал им распоряжение: «Вы — фронтир, держите оборону». И Строгановы, собственно говоря, с этой задачей справлялись.

От кого оборонялись?

— От невежества. Осваивая земли, доводилось сталкиваться с разными народами. При этом Строгановы выбирали наиболее бесконфликтный путь — культурный диалог. Они ведь были изначально торговцами. Понимали, что гораздо лучше и эффективнее найти общий язык с человеком или с народом, чем враждовать. На Урале и в Прикамье семья Строгановых построила несколько заводов. Ивану Грозному везли лучшую пушнину. Согласно мифу, один из приближенных Петра Первого Григорий Дмитриевич Строганов (один из самых богатых людей России) мог подарить царю деньги или, к примеру, два полностью снаряженных военных корабля привезти на верфь и сказать: «Вот, Петр, это теперь твое».

Как это мило — дарить деньги и корабли!

— Тогда это не считалось взяткой. Тогда, в принципе, другая была система. Именитые люди были неподсудны. Точнее, правила обычного суда на них не распространялись. Когда Никите Григорьевичу исполнилось 18 лет, он получил примерно треть наследства рода Строгановых. Жил он в отдалении. Однажды враг пришел к его братьям, и они попросили помощи: приехать, привезти снаряжение, людей, созвать войско. Но он ответил отказом.

Написали челобитную царю, Никиту Григорьевича осудили, на какое-то время даже лишали владений, потом ему как-то удалось реабилитироваться. Я считаю, одной из причин, почему он так много сделал для культуры, стало чувство вины за ту оплошность, которую по молодости совершил.

Окончание следует

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх