Давайте вспомним катастрофу восьмимоторной красы и гордости СССР самолёта-гиганта АНТ-20 «Максим Горький» в 1935 году. Это был самый большой пассажирский сухопутный самолёт в мире! С типографией на борту и другими чудесами. 90 лет прошло, а до сих пор мороз по коже. Причиной трагедии стал истребитель И-5.
Лётчик-истребитель Благин делал «мёртвую петлю» вокруг громадной машины, которая и на самом деле стала мёртвой… Он потерял скорость в верхней точке и сверху вниз врезался в фюзеляж воздушного корабля. По сути дела – смертоносный таран. Дальше были конспирологические версии – заговор, лётчик-антисталинец и прочие, скорее всего, глупости, иначе бы семье Благина не назначили пенсию. Но кинохроника катастрофы исчезла! Видимо, государевым людям эти кадры казались крайне неприятными.
Катастрофа сверхзвукового лайнера Ту-144 на авиасалоне в Ле Бурже в 1973 году тоже осталась одной из самых загадочных авиакатастроф XX века. Аналогии с АНТ-20 вроде бы и неуместны, но до сих пор никто на официальном уровне также не может однозначно заявить, что произошло на самом деле. Тогда, уже более полувека назад, для расследования причин была создана комиссия из французских и советских специалистов. С одной стороны, оба государства договорились о тесном сотрудничестве, но с другой – никто не хотел признавать себя виновным. Вот как пишут интернет-поисковики: «Советский авиалайнер Ту-144С авиакомпании «Аэрофлот» выполнял показательный полёт, когда на глазах 250–350 тысяч зрителей внезапно перешёл в пикирование, а через несколько секунд рассыпался в воздухе». И это враньё!
Шарль де Голль в Париже рос…
Сегодня, на основании рассекреченных материалов, профессионалы выносят вердикт. В первую очередь – Валерий Владимирович Бендеров, специалист высшего класса. Он авиаконструктор туполевской фирмы, всю жизнь не мог смириться с публично озвученными обстоятельствами катастрофы. С точки зрения опытного расследователя и специалиста. И сына. Его отец, генерал-майор Владимир Бендеров, опытнейший инженер-испытатель, заместитель главного конструктора ОКБ Туполева, погиб в той катастрофе, и были достаточно глупые обвинения, что он, дескать, выронил кинокамеру французских телевизионщиков (попросили снять демонстрационный полёт из кабины), и она заблокировала органы управления лайнером. Глупости – камера по габаритам никуда бы не влезла. Проверено во время расследования. Просто советская и французская стороны искали «крайнего», возможность выйти из кризисной ситуации красиво.
А вот как теперь выглядит история с катастрофой Ту-144, которая во многом лишила страну сверхзвуковой пассажирской авиации. Надеюсь, не навсегда.
На самом деле – не только, как сейчас принято говорить, «англичанка гадит». Но и благодарные, видимо, за сомнительное включение в стан стран-победительниц во Второй мировой войне, французы упорно и деятельно работали против нашей страны. Дружественные, вроде как великие президенты с одной стороны – Шарль де Голль, Жорж Помпиду, Жак Ширак, Франсуа Миттеран… С другой – та самая Франция, которая не забыла 1812 год и казаков на Монмартре, а потом многочисленные спецслужбы этой страны в годы Второй мировой истово работали на немцев, да и потери у французов на Восточном фронте, в России, в разы больше, чем в борьбе с нацизмом. Эскадрилья «Нормандия – Неман» на самолётах Як-3 скорее красивый и героический эпизод. Увы. Президенту Франции Макрону, снабженцу ВСУ – пламенный привет! Нормальной пронацистской дорогой идёт товарищ.
Что было – факты
Для французов и британцев наш сверхзвуковой лайнер, да ещё более крупный и быстрый, который к тому же подняли в небо раньше европейского «Конкорда», был, мягко говоря, крайне неудобен. Конкуренция! Проблемы с дальностью полёта Ту-144, расходом топлива были решаемы, а по факту самолёт состоялся. Далее – расследование Валерия Бендерова:
«Известно – существует запрет на полёты каких-либо воздушных судов в зоне демонстрационных полётов. Этот запрет французской стороной был нарушен. То, что истребитель «Мираж» оказался в зоне видимости экипажа Ту-144, подтверждается материалами расследования, а о том, что он мог помешать пилотированию Ту-144, свидетельствуют зафиксированные предупреждения с командного пункта пилоту «Миража» об опасном сближении с Ту-144. В частности, в 15:28:29: «Отверните влево, «Мираж», отверните влево!» В 15:28:37 ответ: «А, вижу». Очевидно, на прилагаемой схеме траекторий движения Ту-144 и «Миража» – момент наибольшего их сближения. Следует отметить, что зафиксированные комиссией по фото- и кинодокументам наименьшие расстояния сближения составляют по координатам 150 и 200 метров. На скорости полёта Ту‑144 эти расстояния преодолеваются за одну секунду. Установлено, что скорость реакции лётчиков-испытателей – 0, 5–1 сек. В то мгновение, в которое командир экипажа Ту-144 увидел «Мираж», очевидно, и сработала реакция лётчика-испытателя: он отклонил лайнер от возможного столкновения. О такой рефлекторной реакции любого лётчика высказался Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель И.К. Ведерников в документальном фильме о катастрофе Ту-144.
В 15:28:57 командный пункт сообщил, что «он загорелся». Если командир экипажа Ту-144 увидел с левого кресла «Мираж» в то же время: 15:28:37 («А, вижу!»), то от начала уклонения Ту-144 с момента сообщения с командного пункта о катастрофе прошло 20 секунд. Это время, с учётом реакции экипажа и диспетчера командного пункта, абсолютно точно совпадает с временем от начала пикирования до сообщения о возгорании Ту-144. Кроме того, направление полёта Ту-144 по курсу при вводе в пикирование изменилось (отворот со снижением). Следовательно, уклонение Ту-144 от столкновения с «Миражом» переходит из разряда версий в разряд точной причины. А всё остальное становится следствием.
Скорости самолётов были сопоставимы. Об этом свидетельствуют имеющиеся две уже упомянутые фотографии самолёта Ту-144, сделанные с «Миража» с некоторым интервалом времени. Ракурс фотографий примерно одинаков. Фотографии сделаны на третьем проходе, иначе опасного сближения самолётов не было бы. Если верить фотографиям (а их представила французская сторона), то Ту-144 вначале находился снизу и слева от «Миража». Затем он оказался вверху и справа. Значит, «Мираж» пересёк курс полёта Ту-144. В этих условиях вероятность столкновения или попадания в спутный след весьма велика. В пользу такого события свидетельствует застывшая высота 1200 метров на одном из высотомеров приборной доски экипажа, что может свидетельствовать о воздействии спутной струи на приёмник воздушного давления. Пилот «Миража» мог включить форсаж, усилив тем самым спутную струю, и начал обгонять Ту-144, пересекая его курс справа налево. Вот в момент пересечения он в левой полусфере, по-видимому, и увидел Ту‑144 («А, вижу!»), а командир экипажа Ту-144 не только увидел, но в этот момент и почувствовал воздействие на самолёт спутной струи от «Миража».
Странное совпадение
Такое совпадение множества случайностей может навести на мысль: а не умышленно ли это было всё подстроено, чтобы убрать конкурента? (Зачем фотографировать крылышки, если их можно на выставочной стоянке Ту-144 подробно рассмотреть?) Тем более что диспетчер предупреждал пилота «Миража», чтобы тот держался ближе к нижнему краю облачности, чтобы оставаться незаметным. Пересечение «Миражом» курса Ту-144 на попутном обгоне с воздействием спутной струи на Ту-144, да ещё вблизи земной поверхности, может быть приравнено к попытке сбить Ту-144 без применения оружия. Есть сведения о прослушке французской спецслужбой переговоров членов экипажа накануне полёта Ту-144 в гостинице, иначе откуда предположение, что экипаж «расслабился» (которое потом не подтвердилось)? Так что у французов были сутки на подготовку деяния. А может, и больше, если французы были уверены, что Ту-144 пойдёт на повтор горки, которую выполнил «Конкорд», и готовили провокацию заранее?
И всё-таки почему «Мираж» появился в запрещённой зоне именно в момент лётной демонстрации Ту-144, именно на его высоте и именно в той части программы, когда Ту-144 набрал именно ту высоту, на которой его «поджидал» «Мираж», который пересёк курс полёта Ту-144 перед самым его носом? Тем более что французский пилот уточнял у диспетчера высоту, которую планировал набрать Ту-144? А самое важное, что если на приведённом в материалах комиссии рисунке в плановой проекции взаимного перемещения самолётов перенести траекторию полёта «Миража» правее линии движения Ту-144, как это было в реальности, то точка пересечения попадает именно на конец горизонтального участка полёта Ту-144 и совпадает с началом левого виража «Миража». Не много ли совпадений? Вот ответов на эти вопросы комиссия не нашла, поскольку и не искала.
Единственное, следует добавить, что воздействие спутной струи могло вызвать помпаж двигателей. В пользу этого факта могло свидетельствовать появление дымного следа за одним из двигателей на выводе Ту-144 из пикирования. Но, видимо, не вызвала, поскольку комиссией установлена нормальная работа двигателей до удара о землю.
И опять рыжий!
Далее стоит ещё обратиться к рассказу Э.В. Еляна, приведённого Г.А. Амирьянцем в одной из книг о лётчиках-испытателях: «Прилетев во Францию на очередной авиасалон, остекление кабины экипажа оказалось полностью залепленным кровью птиц. Крайне было затруднено управление. С трудом приземлились. Поехали на автомобиле на взлётно-посадочную полосу. Рядом с торцом полосы увидели рассыпанные хлебные крошки, которые клевала стая жирных голубей! И рассыпали крошки именно перед прибытием Ту‑144». Прибыв в диспетчерскую, лётчик-испытатель Э.В. Елян застал там того же «рыжего француза», который был в диспетчерской в момент катастрофы Ту‑144 в Ле Бурже. Вот это уже совпадение! Это вполне может трактоваться так, что, желая избавиться от конкурента, Франция пошла на преступление, пытаясь уничтожить Ту-144 любым способом: птицами, истребителем, враньём об использовании КБ Туполева украденной (?) документации по проекту «Конкорда» (даже название дали: операция «Брунгильда», видимо, не зная о совместных работах авиаспециалистов КБ Туполева и «Аэроспасьяль»).
Французская сторона пыталась скрыть факт присутствия в зоне демонстрационного полёта Ту-144 истребителя. Советский военный атташе в 17:30 3 июня 1973 года увидел этот истребитель во время трансляции по французскому телевидению, а при повторе изображение «Миража» на этих кадрах уже исчезло.
Наконец, интересны объяснения французской стороны о том, почему «Мираж» оказался в зоне демонстрационных полётов Ту-144. – «Снимал количество зрителей».
Тогда вопрос: почему это нельзя было сделать до начала или в паузах демонстрационных полётов? – «Для французской стороны представляли интерес передние крылышки».
Тогда почему французская сторона обвиняла СССР в заимствовании конструкции, если она сама заимствует техническое решение КБ Туполева?
Таким образом, оба объяснения французской стороны не выдерживают критики.
Вот теперь версия об умышленном уничтожении Ту-144 и убийстве его экипажа французской стороной становится вполне реальной.
Несмотря на то что с момента этой трагедии прошло более полувека, российская сторона просто обязана потребовать КАК МИНИМУМ официальных извинений и компенсации как государству, так и родственникам погибших пилотов. И кроме того, нужно ОФИЦИАЛЬНО в судебном порядке признать вину Франции в умышленном уничтожении самолёта и экипажа. И заявить, что наказание за содеянное это государство не понесло. Чтобы помнили и боялись.
Свежие комментарии