Причитания о «нефтяном проклятии», которое свалилось на нашу страну, явно придумали российские чиновники, чтобы оправдать собственную некомпетентность. Мол, только изобилие доступных нефти и газа мешает стране подняться наконец с колен и встать рядом с ведущими постиндустриальными мировыми державами. Пока они камлают на «Сколково» и Роснано, наши коллеги по БРИКС берут мировую экономику за горло.
Почему Япония никогда не объявит войну Китаю? Какие металлы будут править миром через 10–15 лет? Сколько мировых запасов хранится в российской кладовой? Об этом и многом другом «АН» спросили завкафедрой геологии, геохимии и экономики полезных ископаемых Геологического факультета МГУ, доктора геолого-минералогических наук, профессора Виктора СТАРОСТИНА.
Чем богаты
– Виктор Иванович, чем и насколько мы всё-таки богаты?
– Всем. 20% мировых запасов всех полезных ископаемых находятся на нашей территории. Если брать показатель запасов на душу населения, то мы в 5–6 раз опережаем среднемировые показатели. Впереди нас только Канада и Австралия.
Теперь давайте оценим – что у нас есть? Нефть – почти 13% мировых разведанных запасов. По запасам газа наша страна занимает первое место в мире – более 32% и обеспечивает 30% его мировой добычи. Запасы угля в России составляют 11% от мировых разведанных запасов. Это третье место в мире после США (445 миллиардов тонн) и Китая (269 миллиардов тонн). Первое место по разведанным запасам железных руд. Россия по меди занимает третье место в мире после Чили и США – учтены 123 месторождения меди. И так далее.
– Вы говорите «разведанные запасы». А сколько тогда неразведанных? Можно как-то оценить?
– Существует три категории запасов минерально-сырьевой базы. Первая – выработанные месторождения. Вторая – разведанные. Это там, где уже пробурены скважины, посчитаны запасы сырья. Третья – прогнозные. Там сделаны оценки только с точки зрения науки. В среднем у нас 15% выработанные, 20% – разведанные, 65% – прогнозные.
На то, чтобы провести геологоразведку на прогнозных месторождениях и перевести их в разведанные запасы, – нужны миллиарды долларов и десятилетия работы. Но за последние 15–20 лет в России не открыто ни одного крупного месторождения. Фактически сейчас выжимаются разведанные ещё при Советском Союзе ресурсы.
– Это мировая тенденция – сокращения геологоразведки? И как ситуация выглядит в других странах?
– В принципе да. Но в развитых странах эту роль на себя берут крупные корпорации. У нас ни государство, ни частный бизнес такого «обременения» на себя брать не хотят.
Но в других странах и совершенно иной уровень изученности своих запасов. Например, по нефти все добывающие государства можно разбить на четыре группы. Первая: США, Мексика, Норвегия, Алжир и Великобритания. В них уже добыто 60% от начальных сырьевых ресурсов....
Свежие комментарии