На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 871 подписчик

Свежие комментарии

  • С С
    Давно пора Макара объявить врагом России. К  нему можно присовокупить ещё целую банду наших бывших богемистых.Депутат ГД Хамзае...
  • Uri Strukow
    https://sputnik.mirtesen.ru/blog/43028229534/Konstantin-Sivkov-YA-konechno-opechalen-tem-sostavom-pravitelstvТатьяна Голикова ...
  • Влад Владимиров
    Здесь же нужна не констатация этого факта, а ответ на простой вопрос: кто в этом виновен? Но сразу же всплывут стара...Сунак: мир сейчас...

Как в Москве воцарялась опричнина

3 февраля 1565 года великий государь царь Иван Васильевич возвратился в Москву из Александровой слободы. То был уже совсем иной царь, о переменах в его облике и его намерениях свидетельствовали современники...

«… При его въезде два князя должны были ездить впереди великого князя, одетые в медвежьи шкуры и сидя на быках. За ними следом ехал на лошади знатный господин. У него на груди была привязана свежая собачья голова от анг­лийской большой собаки. Потом торжественно ехал сам великий князь. К лошади, на которой он сидел, была под грудью привязана большая собачья голова из серебра, которая была устроена так, что при каждом шаге или когда лошадь переходила на рысь, она открывала пасть и громко щелкала». Так нам живописует это событие анонимная брошюра «Истинно правдивое описание некоторых деяний, происшедших и случившихся в России…», изданная во Франкфурте-на-Майне в 1572 году.

Существует еще одно описание, в котором буквально с натуры дан поразительный портрет вернувшегося в столицу государя. Бывшие опричники Иоганн Таубе и Элерт Крузе в «Послание к Готхарду Кеттлеру, герцогу Курляндскому и Семигальскому» свидетельствовали, что московский царь возвратился из Александровой слободы « с таким извращенным и быстрым изменением своего прежнего облика, что многие не могли узнать его». «Большое изменение, между прочим, внесло то, – добавляют Таубе и Крузе, – что у него не сохранилось совершенно волос на голове и в бороде, которых сожрала и уничтожила его злоба и тиранская душа». Радикальные перемены в облике Ивана Васильевича, а значит в его уме и душе, знаменовали резкие перемены в жизни Московского государства. Этими переменами стала опричнина.

В истории Руси опричнина представляет собой такое сложное явление, что мы даже не станем претендовать на его раскрытие и истолкование. «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал», – написал об опричнине знаменитый русский историк В.О. Ключевский еще в 70-е годы XIX века. С тех пор прошло немало времени для исторической работы, однако и до сего дня это явление остается одним из самых загадочных событий в жизни России XVI века. Споры по поводу причин введения опричнины, ее целей и последствий для жизни Московского государства не утихают среди специалистов. Существует несколько подходов и даже «школ» в изучении опричнины. Нас, однако, интересует лишь самое начало опричнины и личные мотивы царя Ивана Васильевича для ее учреждения.

Началом опричнины мы можем лишь условно назвать торжественный въезд царя Ивана Васильевича в Москву 3 февраля 1565 года. Кстати, по поводу этой даты нет согласия ни среди современников, ни среди историков. Таубе и Крузе сообщают, что московский царь вернулся в свою столицу на Сретение, т.е. 2 февраля. Московская летопись – официальный хронограф государства – извещает, что Иван IV прибыл в столицу 15 февраля 1565 года. Точная датировка того далекого события, наверное, вряд ли когда будет выяснена однозначно. Пусть это будет праздник Сретения или последующий день 1565 года. Однако ясно, что опричнина лишь фактически началась с возвращением Ивана Грозного в Москву, сам же проект вызревал в Александровой слободе, куда царь удалился еще в конце 1564 года.

Что же представляла собой эта слобода, и почему удалился в нее из Москвы Иван IV?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх